Рабочие программы в ДОУ разработаны на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, образовательной программы ДОУ.
Срок реализации программ – 1год.
Рабочие программы разработаны в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – за- кон РФ «Об образовании»).
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М., Мозаика – Синтез, 2014.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам";
5. Приказ Минобрнауки России от 14.11.2013 г. № 30384 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
6. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
7. Основная образовательная программа МКДОУ Нововоронежский детский сад № 4
Рабочие программы определяют содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного учреждения. Обеспечивают развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывают интересы и потребности детей и родителей, воспитанников, приоритетные направления и культурно-образовательные традиции.
Цели программ:
– создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника;
- развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Задачи программ:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения;
- оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического здоровья;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
В программах учтены климатические особенности центрального региона.
Принципы и подходы к формированию рабочих программ:
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Принцип позитивной социализации ребёнка. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.
- Принцип возрастной адекватности образования. Обязывает педагога осуществлять формирование способностей в соответствии с тенденциями возрастного развития занимающихся, т.е. применительно к естественно сменяющимся периодам онтогенеза.
- Принцип личностно – ориентированного взаимодействия. Находится в центре образования детей дошкольного возраста. Способ межличностного взаимодействия является важным компонентом образовательной среды и определяется, прежде всего, тем, как строятся взаимоотношения между педагогами и детьми. В рабочих программах заложено отношение к ребёнку как к равноценному партнёру.
- Принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
- Принцип индивидуализации образования. Ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним.
- Принцип интеграции содержания образования. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Содержание программ:
Рабочая программа для второй группы раннего возраста обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте 2-3 лет в соответствии с их возрастными особенностями.
Рабочая программа для младшей группы обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте 3 – 4 лет в соответствии с их возрастными особенностями.
Рабочая программа для средней группы обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте 4 – 5 лет в соответствии с их возрастными особенностями.
Рабочая программа для старшей группы обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте 5 – 6 лет в соответствии с их возрастными особенностями.
Программы реализуются в период непосредственного пребывания ребенка в ДОУ.
Содержание рабочих программ включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
ООД осуществляется через групповую, подгрупповую, индивидуальную форму организации детей при этом используются следующие формы работы: беседа, игра, педагогические ситуации, экспериментирование, поиск, праздник.
Образовательная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, в совместной деятельности педагога и детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для реализации рабочих программ имеется учебно-методическое и информационное обеспечение.
Реализуется тесное взаимодействие с семьями детей по реализации рабочих программ.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
В программах обозначены формы работы для построения педагогического процесса.